Центральные Саяны, р.Кан — август 2000 — дневник

6.08.00

Уважаемый читатель или его отсутствие, неважно, в любом случае все события, которые предполагаются быть записанными здесь, будут здесь записаны независимо от тебя. Это еще неизвестно, что круче: создавать дневник или его читать. В общем, молчи себе, отсутствие читателя, и не выёживайся ваще. (Не успел я закончить слово <выёживайся>, как ручка выстрелила и сломалась, так что надо поосторожней, видимо, быть в выражениях.)

Саша ?

Система дала сбой. Щас будем перезагружать.

… август, 2000г.

Вот, кажется, закончились <праздничные> объявления о переходе на <традиционную> раскладку. Ха-ха. Столько радости сразу для стольких людей - меня весь день пытались раскрутить на всякие шоколад, конфеты и прочую пищемассу, и не очень помогали мои заверения, что с продуктами все в порядке. Такое впечатление, что наш резкий поворот в сторону здорового консерватизма сразу облегчит всем рюкзаки, и вообще, станет все круто; Саша уже начал проект с грибами, Миша с ним на пару обещает людям супчик с мухоморчиками и то. Кажется, я начал просто записывать все подряд а вспомнилось французская болтовня “bavardage” это про то, что сейчас происходит. Грибы уже начали происходить; ягоды пока только в частном порядке. На маршруте вообще такая погода стоит, что пот льется ручьями, все купаются на каждом привале. Саша практикует собственное окунание вниз головой, когда его держат за ноги. Миша призывает буревестников и надеется на дождь, а пока все больше народу собирается спать на улице, сначала были только мы с Мишей, а теперь уже полгруппы, хорошо, что к вечеру исчезает все комарье-мошкарье, начинаются звезды и прочие прелести. А прошлый раз начали разучивать новые общегрупповые песни, в дополнение к уже существующим песням про судно Кострома, про усталых друзей в пуховых мешках, которую мы сегодня почти вспомнили по словам, и всеми любимой зеленой кареты, которую Настя с Катей теперь поют вдвоем и очень здорово.

Так, уже все собираются разлагаться - погода раскладывать манатки да укладываться спать вокруг да около костра, ну и я тоже отчалил.

<следующее число>

Андрюша запалил костерок, чтобы нас сфотографировать, и вот есть немного света, а мы вылезли на большое и довольно бестолковое поле с речкой и каким-то колючим кустарником, но без деревьев и ягод. Кому-то нравятся открытый места, а некоторым нет, мы вышли на здоровенную ложбину, а на карте было написано: <Сухой лог>, а это так и оказалось и какое-то болото без ягод и воды. А вообще необычные ощущения, когда засыпаешь на привале, но не совсем, а как сквозь сон воспринимаешь голоса одногруппников и не понятно, то ли это на самом деле говорят, то ли чудится. Вроде какая-то странная нить разговора, и кажется, что кто-то куда-то ходит по странным местечкам и пейзажи на заднем плане какие-то необычные.

А ночью почему-то снятся продуктовые мешки, которые нужно доставать и перекладывать из одного в другой.

10.08.00

Марина: <Есть что-нибудь попить? Хотя бы воды простой!>
Саша: <Нет, простой нет, только морская!>

По большому счету перевал из долины Пезо в долину Туманьжи. Несколько отрожков до Хайдамжи. Через хребтик в Сухой Лог (ну очень Сухой). И вот мы уже перед б-р-р-р Болой. До Кана рукой (ногой) подать. Однако шестой день на исходе и не мочить же ноги на ночь. Отстали от графика на денёк (с небольшим), в общем сносно. Наверстать есть шансы.

Шура

Настя как-то сказала, что еще не решила нравится ли ей еще такая погода или уже нет; Миша уже собрался прогонять буревестника обратно, но все-таки дождь, время от времени капающий с неба, не мешает сидеть вечером вокруг нодьи и петь песни, да так, что и не хочется на дневник отвлекаться……

Саша нынче главный слушатель и заказчик песен, а по совместительству главный грибник-пожарник, хотя эту порцию мы решили не жарить, а сварить. Вот грибы и готовы, и все бросили все дела и столпились тут, чтобы их есть.

11.08.00

Мы таки на Кане. Тащить барахло еще один день - это лом. Консенсус прост и естественен - лагерь будет здесь. Да здравствует радиалка.

12.08.00

<Куда ты скачешь, мальчик?>

То не я скачу, то тропа. И не черт меня несет, а тихий восторг. После ходочки возникло жгучее, почти неукротимое желание добежать до стрелки Канов на одном дыхании, тормознуть на обед и дальше. Места… Если такими не восторгаться, то чем еще восторгаться. Хочется раствориться в таком творении, стать дождиком, повисеть капелькой на иголке ели, скатиться по траве в Дикий Кан, порезвиться в его струях, поплавать рядом с хариусом в молчаливом потоке перед порогом… Душа поет, честное слово! Вот бы погодки еще включили в нужный момент.

Шура

Прошла неделя - первый день радиалки. Слов все еще нет никаких, но эмоции уже начали появляться. Если бы не дождик утром, днем, вечером и даже ночью, в палатке, то очень приятно. Хочется надеяться, что дальше сил будет прибывать и можно будет писать еще.

13.08.00

Пред нами истоки Дикого Кана. Не остановиться в таком месте - обокрасть себя.

14.08.00

Надежда, что дальше будет лучше оказалась тщетной. Эмоции тоже исчезли обратно. Хочется сказать огромное спасибо Денису и Жеке, которые выносили эту муку - идти за мной: переводили меня через реку, брали мои вещи, вытаскивали меня из-под кустов, под которые я падала и, в итоге, довели меня до того, что я добралась до этого замечательного хребтового озера с целой хребтиной. Спасибо вам, и всем остальным тоже.

Лена

Прошли от одного озера до другого. Тут побольше и красивее под розовыми горами на закате. Андрюшка весь вечер бегал, фотографировал. Отправились в горную радиалку, а ходили по разного рода речкам и болотам, их, оказывается, такое разнообразие: есть болота, заросшие какими-то тростниками, где мы прокладывали тропу, как буйволы на водопой, есть с папоротниками - они помягче, есть кривоберезовые поляны, наполненные запахом дикого лука, с кочками и текущими в произвольных местах ручейками. А речка выделывала такие кренделя, что мы никак не могли решить, по какому берегу идти и поэтому шли преимущественно по середине, а еще было наконец куча ягод, народ мирно пасся по обочине тропы, а однажды Шуре пришлось сделать технический привал на пять минут в отъявленно черничном месте, он же первым и отполз в сторону на поляну. А сейчас все в лунном свете впервые, кажется, и на нашем пригорке дует холодный ветер и звучит Настина гитара…

14.08.00

Мы быстренько добрались до перевального озера и быстренько побежали вниз. Пробежали примерно 2/3 долины - притока Белой 2-ой, а дальше заклинило. Здесь вам не равнина! И кто здесь не бывал, тот не испытал. Потом полегчало, но не на долго. Попался кусок хорошей тропы и хорошие заросли черники. Экстренная остановка и пятиминутный прикорм. Удовольствие, закончившееся по хлопкам руководителя и словам: <Все, все, все! Закончили! Участники пробега по бездорожью собираются на тропе!>. На водопад пришлось забить - времени не хватает, силы иссякают. Меняем курс на Хребтовое. Путь вверх по Белой 2-ой - все та же не равнина. Заключительные то ли три, то ли четыре ходки предельно просты: Азимут 700 по заросшей, заваленной, заболоченной марене. И вот оно. Здесь хорошо!

Шура

До озера идти полчаса. По прямой - метров 150. По дороге черника не дает пройти. Настроения совершенно курортные… Купаться, зачерничиваться, стирать барахло, часть публики развлекается ловлей рыбы, а остальные - ее потреблением. Сверху классно все видно, зубчатые заборы соседних хребтов, колечки и петли, наматываемые нашей рекой, устроили целую фотостудию, Андрей бегал по плато со своей треногой и делал портреты на заказ… Масштабы - не главное, и не так уж важно залезть на ту или иную горку и даже посмотреть оттуда по сторонам, и на раскинувшиеся такое карманное пронзительное озеро с тропическими елками-пальмами, а плавая по озеру видеть, видеть вокруг те самые хребты, изборожденные ручьями, а все вместе создает какое-то чувство, что ты здесь как дома. Кто знает - почему?

Жека

Сегодня у нас экватор - день отдыха. Стоим на озере. Кругом горы. Красотища. Мне никто не верит, но, по-моему, температура в озере примерно 180. Голубое небо. Перистые облака (ну, не очень перистые), сквозь тучи светят лучи заходящего солнца. Вчера вечером пейзаж освещался огромаднейшей луной. Постоянно дует легкий морской бриз. Хочется жить здесь. Среди этих елей, кедров, форелей. И жизнь хороша! Спасибо вам, друзья, за нее!

15.08.00

Сегодня особенный день, но его особенность заключается не в том, что Он - экватор, а в том, что он ДНЕВКА.

Началась она довольно рано: после пробуждающего Шуриного массажа, устроенного дежурному в 6 утра.

Позавтракав, Шура, разморенный солнышком и рисовой кашей, глядя на мерцающее озеро, начал подумывать о дневке, мысль о ней вырисовывалась и зрела постепенно: сначала лишь устроить полудневку.

К счастью, купаясь в озере, Дима с Мишей увидели плещуюся рыбу… Узнав об этом, Шура принял окончательное решение, мы провели здесь целый день. А он прошел ударно: Мариша его проспала, Дима в агонии бегал по берегу со спинингом, пытаясь поймать форель, Саша метался, раздумывая, что ему делать: ловить рыбу на удочку, которую он уже смастерил, или идти собирать грибочки.

И на этом фоне мы целый день ели: ели раскладку, то, что умудрились поймать, собрать, найти…

Сейчас уже вечер, я, объевшаяся рыбы, наблюдаю за ажиотажем вокруг противня с рыбой, создаваемый Мишей (неужели по-прежнему голодным?!) и извиваюсь в спальнике, т.к. колени мои помазаны жирным слоем <Финалгона>, а так все очень душевно…

Таня

Сидишь на зеленом взгорке. Рядом озеро. Вокруг кедры. Спереди и сзади горы. Слева долина Малого Агула. Справа цирки истоков Белой. Чудесный уголок. Его можно дополнить тихой мелодией, если не удается слушать тишину.

Шура

Теперь можно смело утверждать, что нам действительно повезло с погодой. Даже если все оставшиеся дни нас будет поливать проливной дождь, одно то, что мы поднялись на хребет и прошли по нему при свете солнца и прекрасной видимости всех просторов Саянских гор, можно считать огромным везением. Вот оно, настоящее счастье. Чего только не отдашь за глоток свежего горного воздуха? И как только можно прожить на свете, не увидав и не почувствовав такого хоть раз в жизни?

18.08.00

Чем меньше народ напрягается, тем аморфнее он становится во всех своих проявлениях. Увеличение дозы сна не оказывает положительного эффекта. Осталась неиспробованной только водная терапия.

19.08.00

Второй день мы живем: спим и почти не двигаемся - мы наконец-то добрались до базового лагеря, выяснили, что все на месте, хоть и были сомневающиеся, а теперь строимся и едим блинчики, которые неустанно печет Катя. За вчерашний день огромная благодарность Жеке (только эта благодарность и сподвигла меня взяться за ручку). Добрый Жека доблестно топал впереди меня, поджидая меня на спусках и подъемах, где мне было трудно, и задавая подходящий темп там, где я могла идти спокойно. Завтра мы поплывем. Посмотрим, что будет там. Дежурные готовят ужин. Народ обсуждает, какой городской еды ему хочется (мне - пива и булочек с изюмом - я не исключение). А вообще, тут классно. Быстро течет речка прямо перед моим носом. За излучиной красивая гора, все время по-разному освещенная. Над горой - то облака, то грозовые тучи. Поднимается туман. Вид обалденный. Описать невозможно. Мне тут очень нравится. И даже грустно слегка, что завтра в путь.

20.08.00

Кажется, оно началось наконец. Народ столько уже находился пешком, что стало казаться, что кончился поход. Однако, мы еще-уже плывем. Есть даже иногда время посмотреть по сторонам. А там действительно красиво. Плывем по узкой долине, кругом обалденные скалы и колоссальные сыпухи, то черные, как угольные отвалы, то белые, а то и обе рядом. А река делает такие нетривиальные финты и повороты, что до последнего момента непонятно, куда же все-таки плывем дальше. Сначала была получасовая разминка на спокойной воде, так что экипаж корабля диких обезьян-психов даже изрядно заскучал. Потом, впрочем, аттракцион начал разгоняться, начавшись долиной одиноких камней, утыкавших равномерно всю реку, и продолжался до самого вечера в ритме тренировки, три минуты катаемся, пять ждем друг друга или обозреваем окрестности. Доплыв до очередного поворота (что было впоследствии отмечено соответствующей песней), остановились на ночлег. Шура по случаю начала воды обрадовал всех заначкой из тушенки. Ну а остальные расселись под тентом и слушают Диму.

Продолжайте!

Жека

Ура - плывем. Андрюша сказал, что в первый день воды должно быть море впечатлений. На самом деле, все очень классно. Скорость как раз та, при которой смотреть по сторонам приятно и не скучно. А смотреть очень даже есть на что. Не знаю, как это называется: скалы, осыпи, цирки или что, но в целом все обалденно здорово. Смотришь - и глаз отвести не можешь. Там ручеек сбегает по камням, тут образовался маленький водопадик. Сказка да и только. Да еще мы видели ястреба, утиный выводок и каких-то нырков. Да и плывется пока классно. Иногда, правда, Шура дает странную команду: <Держитесь!> Мы с Маринкой подумали, за что держаться, и решили, что наверное за весла. Держимся. Жизнь хороша и даже прекрасна и удивительна.

20.08.00

Первый день сплава. Вокруг потрясающие места. Глаз не оторвать. Склоны, склоны, скалы, осыпи - все гигантских размеров, а внизу ленточка Кана, не большая, но шустренькая, то, что надо. Прилично успели успели пройти. Встали пораньше. Нодья из шести бревнышек вовсю пышет жаром. Но тихо вокруг, не слышно гитары, даже разговоров не слышно. Спит народ. Даже порожки не взбодрили. Печально, но факт. А место красивое - скалы, скалы, курумники из глыб. И нодья (вторая всего лишь за все дни). И чего народ спит?

Шура

Тут на нас кто-то наехал, обозвав нас командой диких обезьян-психов. (Не будем называть его по имени.) Не знаю кто уж там псих, но то, что мы - лучшая команда, это факт. По крайней мере, мы не вертимся на воде как юла, не вальсируем, а только изредка налетаем на одиноко стоящие камни, да и то, только ради развлечения, чтобы жизнь медом не казалась, и чтобы не давать себе особо расслабиться, заплывать жиром и т.д. В общем, мы не позволяем себе лениться и не ищем легких путей, как некоторые.

Член оскорбленного экипажа

<Продолжайте,> - написал Женька, ну как не откликнуться на такой призыв? Вот только что продолжить? И как? Не знаю. Но может что и получится. Плывем, или, лазили - все проистекало по-разному. И все воспринимали это, естественно, не одинаково. Кто через свои болячки, а кто может и пытался всмотреться, вслушаться, внюхаться, наконец.

Вот интересно, Жень, представь себе команду или группу из людей, которые одинаково или похоже ощущают окружающий мир? А? Что думаешь?

Я вот не знаю, зато плохо, когда зануляется и засоряется чистота и искренность мишурой слов. Плохо. А вот только все мы вроде люди (?), человеки (?) …

Так вот.

Вода… Здорово. Новая жизнь. Новый глоток воздуха, а может и настоящая жизнь не столько скалы .. камни, сколько она сама, бурлящая и несущая вдаль с огромной силой .. кипящая энергией..

Спят люди, спят, Шура, но ведь ты же не спишь? И Денис тоже. Стоите вдвоем, так на вас смотреть хорошо, когда хорошо кому-то радостно. И глаза горят ваши. Здорово.

А завтра новый день.

Сегодня новый день.

Для меня - самый необычный почему-то. Тут даже не день, а по крайней мере два. Казалось бы, ничего выдающегося. Поплыли по пасмурной реке, потом вплыли в моросильный день, спасжилеты понадевали, чтобы спастись от холода, но все же трудно было удержаться от того, чтобы немного погрести - начнешь и не хочется прекращать. Но это все внешние проявления, мишура, а суть в том, что все было окутано какой-то незаметной радостью, как туманом, плывешь по реке и то вплываешь в него, то выплываешь, а перед тобой растут и взлетают облака, и туман проползает сквозь тебя - или ты сквозь него, как сквозь волны теплого и холодного воздуха

<…Что-то не задалось>

Дневка убивает все.

Баня это немного лечит, но следующая дневка уничтожает ее результаты…

Хотя тут очень красиво все равно. С утра туман ползет вниз по реке, а вечером розовые облака взмывают в небо из-за леса, и луч закатного солнца скользит по сохнущим спасжилетам. Но близость населенки слишком уж давит… Биржа обмена одной еды на другую, причем обе аж в гипотетическом Красноярске, работает вовсю, а разговоры о разнообразных блюдах перешли уже в финальную фазу. Вершина абсурда - приготовление чудо-пирога, сначала из остатков еды, а в течение 15 минут вобравшего все мыслимые ингредиенты. После съедения подгоревшей пасты все чувствовали себя примерно как детишки, чьи невинные шалости привели в итоге к какому-то печальному исходу. Ну простите за немного резкие слова, но я уже боюсь выйти из палатки - сразу начнут задавать кулинарные вопросы.

Ладно. Посижу здесь. В конце концов, самую интересную часть дня, наконец созревшую игру в шарады, я все равно проспал.

Какое-то неуловимое ощущение радости наполняло вчерашнее утро, когда мы плыли под мелким дождичком из тумана в туман, любуясь всплывающими над рекой облаками и проезжающими мимо скалами, оснащенными ежиками елок и переливами сыпух… Кажется, единственный раз за поход не было такого оцепенения, и как раз это внушало ту самую радость, которая снимала оцепенение. Просто вдруг выяснилось, что хотя нету солнышка и нежарко, и даже не идет игра в контакт или в ассоциации, все равно как-то хорошо плыть и качаться по бегущим волнам, и вылезать на остановках, чтобы попрыгать и согреться, как будто сломана какая-то стена ожидания или пребывания в обложке своей внешности, и можешь полной грудью вдыхать этот туман и дремоту природы… Почему-то не тяготила и необходимость выбора стоянки - плывешь как бы не по волне времени или пространству, приближаясь к концу похода, - а просто так.

Просто так.

Ловить такие моменты… почему они так редки, и у всех по-разному… жалко… спасибо хоть за это

28.08.00

Едем в поезде. Как-то быстро все кончилось, закруглилось. Только что хотелось поскорее домой, а сейчас хочется, чтобы хоть поезд этот подольше ехал. Хотя, наверное, не очень хочется. Да и зачем? Просто бывает такое чувство, особенно по вечерам, что день как-то пролетел, и ничего не произошло. Говоришь маме: <Спокойной ночи,> - и думаешь, что а больше-то ничего за день и не сказала. И обидно, жалко, что ушло куда-то время, упустился момент. Вот как-то так и произошло с этими последними днями: баня, шарады, конец сплава, Столбы, Красноярск - все как-то кануло куда-то, хоть на самом деле все и классно! И в бане было очень здорово - не зря ребята старались, и на следующий день здорово посидели все вместе. Да и все здорово было. Лично мне всюду, где мы были, очень понравилось, и если у меня глаза не всегда горели, то просто потому, что они слипались от усталости, а на самом деле (изнутри) горели!

И на Столбах было здорово и интересно!

И Красноярск посмотрели, на мой взгляд, по полной программе: посетили зоопарк, съели арбуз, зашли в музей, Саша поплавал в Енисее. А город, что город? - города - они все на одно лицо.

Хочется в письменной форме извиниться перед Жекой и остальными за достаёж:

<Женьк, мы, когда начинали, шутили и думали, что ты поймешь и пошутишь с нами, ну а когда поняли, что тебя и еще кого-то это напрягает, то уже очень трудно было остановиться (сила инерции, сам понимаешь). Прости нас, пожалуйста. И все остальные тоже простите.>

Трудно писать в поезде: грустно как-то получается. В общем, спасибо всем большое за компанию, за очень интересный маршрут, за поддержку, за все!

Не забывайте! И позовите еще с собой, если можно.

Лена

P.S. А еще, там были классные звери. И я даже, кажется, увидела наконец падающую звезду.

P.P.S. А то, что все спят… Так значит им, наверное, просто снятся чудесные сны, которые могут соперничать даже с замечательной явью, наблюдаемой вокруг, и значит за них можно только порадоваться.