Джунгарский Алатау — август 2007 — дневник

Дневник «Джунгария-2007»

Поезд. День 4-й. Дима ругается, сказал писать дневник срочно.

Галя

Послушалась только Галя, за что ей респект и уважуха =)

Дима

Мы едем в поезде из Энска в Уш-Тобе. Довольно долго уже едем по настоящей, вроде бы, степи, правда, пока нам не встретилось ни одного каравана верблюдов. Зато встретилось много казахов. У них очень добрые лица, и, несмотря на то, что поезд разваливается и чинится на ходу, и относительно пути впечатление такое же, ощущаешь себя тут вполне уютно, особенно если вспомнить злобных проводниц поезда Москва-Абакан. Поначалу, когда проводник с друзьями пришли чинить наше купе, мы восприняли это за спектакль, который они разыгрывают перед пассажирами каждый раз, но, когда их махинации завершились успешно, а наши опасения о том, что мы останемся совсем без окна или без стены не оправдались, мы прониклись к ним плохо скрываемым уважением…

Kampa zusein!

Если долго-долго ехать по железной дороге, то уехать можно далеко!!!

Казахские железные дороги:

минусплюс
Все нахрен разваливается! Приходят серьезные мужики и всё нахрен чинят при помощи молотка и отвертки [собрать, доработать напильником]
Ночью всё время шастают пограничники и таможенники К туристам отношение благостное
Поезд едет медленно и по два часа стоит в пустом поле На станциях – богатство восточного базара; милиция не гоняет продавцов, а спокойно стоит и наблюдает; у торговцев прикольные детские коляски, а у мороженщиков – настоящие передвижные холодильники, мороженое вкусное!

жека

Не знаю, может, кто об этом уже писал, но глубоко поражает разломанность казахского вагона: сначала у нас не закрывалось окно, так проводник со своими помощниками и блестящим новеньким молотком его вытащили совсем, а потом, разобрав стенку, поразительным образом починили его. Потом, однако, они очень удивились, что Саша попросил их починить его верхнюю боковую полку. По мнению проводников скалолазам не нужны гарантии безопасности и неподвижные объекты для сна. При помощи того же молотка починили, посмеиваясь, и полку. А потом с нами очень ласково обошлись все пограничники: в наши тщательно скрываемые бутылки с бензином даже не посветили фонариком, погранцов гораздо больше занимали тётки с баулами.

В остальном поезд как всегда, с той разницей, что за окном тянется бескрайняя степь с редкими: “О! Опять кладбище!” и пучками сухой травы. Верблюдов пока не видно. Изобретаем новые способы приготовления Роллтона (с толченым вареным яйцом и майонезом) и очень много СПИМ.

Аня

Пользуясь случаем, хочу сказать, что, чем дальше в степь, тем тандырнее лепешка (народная казахская мудрость).
Перефразируя известную присказку преферансистов, хочется сказать: “Казахский поезд не лошадь – к утру повезет”.
Занимательная химия: предел текучести олова сравнительно невелик, поэтому стойкий оловянный солдатик сегодня растёкся по полке и не подаёт признаков жизни.

Мы едем уже очень давно, и, кажется, что так и будем ехать всегда, с трудом верится, что впереди нас ждут горы, ледники, ветер, разные подъемы, тяжелые рюкзаки, хотя последние, пожалуй, представляются очень даже реальными…

Оля.

Какое-то августа, воскресенье.

Мы на базе “”СТЭК” в Текели.
Как мы тут оказались, кого встретили и что делаем – позже. Сейчас – ощущение, чтоб не забыть.
Лежать на остывающем бортике бассейна, смотреть в чёрное небо и считать летучих мышей и падающие звёзды…

Аня

Приехали глубоко ночью (с опозданием часа на два) в Уш-Тобе. Дороги на таксях в Текели в темноте под дождём на скорости 140 км/ч представляла собой отдельное приключение. Приехали на турбазу в пол-третьего ночи, контрабандно попили чай из кухни (потом нас туда не пускали, т.к. там хозяйничает вполне самостоятельная дама). На базе есть бассейн, который наполняют горячей водой из шланга, судя по скорости повышения уровня, с начала лета; горы яблок и слив на деревьях и земле (угощаемся); во дворе – «туалетная кабинка» из ткани, но с настоящим унитазом=).

Сегодня мы отважно и героически преодолевали просторы города Текели, изучали местные пункты питания (не обнаружили), гидротехнические сооружения (мосты, плотины, трубы, каналы), ознакомились с протестантской церковью и сыграли несколько партий в пинг-понг во дворе турбазы. Погода отличная, а описанные события отнюдь не являются признаком морального разложения, а происходят на фоне ожидания завтрашнего понедельника и возможности сделать регистрацию в местном аналоге ОВИРа.
В Текели меня принимали за иностранца и несколько раз обращались по типу «ду ю спик инглиш». Один раз это была какая-то дама в «интернет-комнате» на почте – я сначала подумал, что опять прикалываются, но после вопроса «Parlez-vous Fran?ais?» понял, что всё серьёзно и включился в разговор (соответственно, на французском). Поболтав довольно много о том-о сём, выяснил, что это фотограф из США, приехала снимать для какой-то книги, была на Северном Тянь-Шане и вот теперь здесь несколько дней живёт и гуляет. Вот уж не думал, что в такой глуши случится мне поговорить с иностранцем, да ещё и на двух языках!

жека

Тут невозможно близко звёзды, руку протянуть. Их так много. По млечному пути разлили молоко. Знакомые созвездия смотрятся совсем иначе. И звездопад… (это к счастью, друзья, говорят?) Я никогда ещё в жизни не видела столько звёзд. СТОЛЬКО.

13 августа

Утро прошло в столь же расслабленном состоянии – кидании друг в друга яблок и слив и поедании их внутрь. Где-то после часу приехала машина (ГАЗ-66) и аж в 14-40 мы резво стартовали в путь (правда, в Талды-Кургане ещё полчаса ждали, пока секретный агент привезёт нам наши паспорта с готовой регистрацией).
Дорога была весёлой, покатались по полям и лугам, попрыгали на кочках (самый аттракцион – сидеть на корме). От Баласаза проехали вверх по реке и дорога куда-то свернула в приток (оказалось, что мы с самого начала поехали не по той реке). Немного посомневавшись и повозвращавшись туда-сюда, всё же доехали до каких-то чабанов (или строителей фермы) и выгрузились в 8 часов, т.к. уже начало смеркаться.

жека

Заброска. Выехали поздно, долго ждали машину, наши паспорта после регистрации, водителя…
Ехали в машине, высовываясь сверху кузова. Кажется, большую часть времени проехали по грунтовке, блуждая по холмам, ныряя в овраги и подпрыгивая на кочках и камнях – в поисках дороги, имеющей загадочное и заманчивое название “Та” или “Наша”.
Заныривающий в овражек перед очередным бродом и карабкающийся обратно наверх, наш газик напоминает старого пса, с рычанием и несгибаемым упорством добивающийся своего.
Всё замечательно, не считая того, что то ли он нас завёз, то ли мы сами запилили (не) совсем (не) туда, куда хотели, и полвечера (уже после того, как стемнело) мы выясняли, куда же… За ужином при искусственном свете обнаружились снова звёзды, и оставшаяся часть вечера была посвящена им. То есть – звёздам, спутникам, метеоритам, падающим в огромном количестве, оставляющим за собой длинный след, галактике и Млечному Пути. А, оказывается, он, Млечный Путь, похож на огромный след от шины, прямо посреди неба, а в Большой Медведице есть двойная звезда.

Вечер. Соседняя палатка о чём-то беседует. Рядом журчит вода, позади день, полный ветром, завтра – новый день. Всё хорошо.

14 августа

С утра дерзким броском покорили безымянный перевал из нашего безымянного ручья в Карабулак. Правда, покоряли мы его в основном методом сидения на привале и распевания воинственных песен. Вот и сейчас на обеде с ванной для ныряния все в основном пользуются травой для валяния.

(жека)

Обед во всей своей непосредственности угрожает перетечь напрямую в ужин…

После третьего нырка в речку вдруг оказалось, что я в горах, а после пятого – что жизнь – штука хорошая:)

В маленькой группе близко каждый из участников. Это хорошо. Не то, что бывало – с кем-то за день можно и не встретиться. Здесь – нет.

15 августа

Беседа о погоде за завтраком:
— Вот бы оно уже показалось…
— Ага, а ещё вот этот бы куда-нибудь подевался.
— Это да, но, конечно, больше всего мне не нравятся вон те!

К тому времени, как мы влезли на перевал, который не перевал, из тех уже полетели маленькие эти…

Галя

Пожалуй, это даже удачно, что мы не нашли Тастыбьен, так были плавные подъёмы, безо всяких прижимов и обходов каньонов.
Пока лезли по самому затяжному подъёму, на привале случился взрыв на мёдно-лимонной фабрике. Завхозина не правильно приготовила мёд с лимоном и он страшно забродил и взорвался при открывании.

Аня

Сегодня день ознаменовался подъёмом на очередной мини-перевал; по пути решили вскрыть бутылку с лимонными консервами, а они забродили и при открывании дали мощный залп по зрителям и между них, в результате половину её содержимого соскребали с камней [а оставшейся половиной питались всю остальную часть похода].
С перевала был отличный вид на нашу гору Геологов, прямо-таки хотелось немедленно туда залезть, но ограничились обедом, а немного погодя – и ранней стоянкой у подножия морены завтрашнего ледника.

жека

Стоим у подъема на наш первый перевал. Скрыв то, что дальше идти всем просто влом, придумали кучу логичных доводов, чтоб не идти.

Сидим в палатке. Полный дурдом в самом лучшем смысле этого слова. Анечка читает вслух «Чапаев и Пустота». Жека почти беспрерывно сотрясается от беззвучного смеха где-то между тамбуром и палаткой. Саша пытается спать, или делает вид, но иногда всё же улыбается. Галя и Дима существуют где-то в углу палатки совершенно спокойно, но с периодичными всплесками безумного смеха. Синхронно. На улице снег, солнце, дождь, ветер одновременно. Сейчас второй, а по плану – третий день пути. Кажется, у нас нет ничего однозначного кроме трёхразового питания.

16 августа

Ночью вокруг палатки гулял ветер. Шуршал травой, трогал полог. Иногда стучал и тряс палатку сверху, будто бы хотел что-то сказать, только нам не понять, что.

А утром – белое…

Галя

Ползём на перевал по леднику. Слева по ходу в отдалении возвышается каменный зуб. Он похож на какое-то существо, кажется. Что это местный дух. Мысленно прошу у него погоды, чтоб разрешил пройти нам то, что мы задумали… Идешь по леднику и ощущаешь настоящую зиму, и очень радостно. Куча ассоциаций…

Оля

Один человечек, уезжая этим летом в горы, написал в своём дневнике о том, что возвращается к тому, которого по-настоящему любит, после долгой разлуки. Это горы, Саяны, и река – Хадарус.

И теперь, и снова. Мы прошли первый перевал, и всё это – подъём по камням, курумнику, ледник, скалы, трещины. Горы. Я не совсем уверена, что в мире существует что-нибудь кроме гор – где нет гулких камней, бело-серые горбатые чудища ледников не сползают с вершин, и вода не замерзает по ночам. Как бы то ни было, мне кажется, самая большая сила на свете – это любовь. Это она сюда каждый раз приводит, окрыляя свиданием с тем, что на самом деле любишь. Это про то, что сегодня со мной.

Галя

Сегодня преодолели первый на маршруте (из “нормальных”) перевал, для некоторых (тех, кто «первый раз в горах») – самый высокий пока (>3700). Ледники вокруг радуют взгляд трещинами (особенно ледник Хейердала, на который мы смотрели сверху, с пер.Обходного). Идём не спеша – уже сказывается высота. До запланированного места ночёвки на Коре не дошли – встали на полянках под большими камнями в долине ручья Южный.

17 августа

Полуднёвка. Оля рисует горы!
Красками!!
Здорово!!!

Праздник – все (кроме Димы, спящего в палатке) моют свои головы.
Воду грели на костре из сухих кустов вокруг. И вообще всё готовили на огне – идея Жени.
Такие замечательные люди вокруг!!! Хотя их совсем немного. И кроме них и гор вокруг ничего нет…

Саша

Сегодня появилось ощущение, что мы одна семья. Такая маленькая, всего из шести человек, но семья. Очень хочется сохранить это чувство потом, в городе. Так. Кажется, посмотришь потом в эти глаза, и они всё помнят, и увидишь себя ту, кокой ты была здесь, в горах.

А ещё мы сегодня пока шли вдоль р. Южной с пер. Хейердала, вышли на замечательную поляну “всю в дырочках от лисьих нор”. На ней всем почему-то захотелось прыгать и крутить колесо, а Галя назвала его “местом силы”.
Потом были Крутой спуск по речке, и, сидя внизу в месте впадения Южной в Кору, невозможно представить, что сверху ещё что-то есть. И чувствуешь себя приобщенным к какому-то секрету (в виде долины с ледниками, бараньими лбами и лугами с лисами).
Посередине спуска, одевая рюкзак, Галя заметила, что он стал тяжелее. Все решили, что к ней в рюкзак забралась лиса. А было бы здорово!…:)
Хочу тоже лису в рюкзак!
Кстати, на днях я первый раз в жизни видела настоящую лису!

Аня

Ниже места предыдущей ночёвки забавные поляны с «кругами силы» из камней, потом – зелёная лужайка над обрывом, где все ходили на голове, а дальше – спуск к Коре и стоянка на её берегу среди кустиков, из которых получается отличный костерок.
Сортируем продукты в заброску, потом я её отношу на 4 км вниз, перейдя Кору в месте разлива, а остальной путь прыгая в своё удовольствие по осыпным склонам. Народ отдыхает, моет головы – поступок вполне героический: хоть и солнце (временами), но зато и ветер.
Вечер провели за разговорами у костерка и любуясь закатом

18 августа

Вечером было тепло, а ночью похолодало, и утром камни в реке покрылись полусантиметровой прозрачной коркой. Особенно старательно они это сделали в реке под названием Водопадная, которую нам надо было пересечь, что привело к долгим прогулкам вдоль неё вверх и вниз с тыканьем палкой в лёд на камнях, вытаскиванием веревки из рюкзака, но потом спуском к слиянию с Корой и переправе методом перекидывания мокрых тапочек.
В воздухе определённо ощущается веселяший газ, и сильно мешает идти.

У меня в груди поселилась птица и теперь там трепыхается. Это от неё ощущение, что водопадно-ледопадную речку можно перелететь, стоит ей только взмахнуть своими крыльями. И хочется рыбкой нырнуть в эту речку с камня, хочется стоять на голове и смеяться.

Галя

Частые и продолжительные приступы смеха приводят к снижению иммунитета, что, в свою очередь, проявляется в первых признаках каменной болезни.
Первый камень, который я подобрала, был зеленый с прожилкой кварца и весил грамм 300. его пришлось оставить, когда на глаза попался второй, зелёно-фиолетовый, полосатый, килограмма два. Он выпал у меня из рук, когда я увидела сквозь трещину толщину льда, по которому предстояло идти – пролёт ледника над вытекающей из него рекой. Остатки чувства самосохранения… Третий не получилось поднять – он вмёрз наполовину в лёд. У него была слюда на сколе, и он весил на вид килограммов пять…
Состояние пациента вызывает опасения: критичность снижена, самоконтроль отсутствует, смешливость зашкаливает.

Галя

С утра любовались сосульками в ручье и ледяной скорлупой на камнях. Группу поразила неизвестная болезнь, симптомы которой – беспричинный смех, а последствия – болящие животики. Затем устроили переправу через ручей Водопадный методом прицельного перекидывания с берега на берег и друг в друга сандалей и ботинок; чуть было не дошло дело до метания рюкзаков и участников – Анюту перенесли на закорках, едва не упав в воду от смеха. Устроили игру в слона, сидя вшестером на одном рюкзаке.
Потом настал ледник – с каменной грядой, как хребтом, посередине, а выше и положе – весь изрезанный острыми канавками текущей воды, местами украшенный дырками-водостоками неизведанной глубины. Долезли до более-менее сухого и пологого места – пообедали, затем полгруппы остались долбиться ледорубами и ставить палатки, а полгруппы отправились на перевал Текелийский, видневшийся в конце ледника. На обратном пути с перевала весело покатались кубарем и на попе – с целью позарубаться. Все доехали целы (не считая промоклости и того, что Оля себя пыталась зарубить за ухо). Наблюдавший это из лагеря (с двух километров) Саша никак не мог понять, чем это мы там занимаемся.
Вечером девушки рисовали акварельные горы.

жека

Я очень рад, что пошёл в поход именно с вами. Спасибо вам всем и за всё. Возможно, это строчки для последнего дня похода, а не для пятого, но хочется сказать именно сейчас “спасибо”.

19 августа

Ночью на леднике страшновато – тихо и безветренно (удивительное везение), и слышно разные шорохи и потрескивания от самого ледника. И ещё, мы кидали камни в колодцы на леднике, и теперь страшно, вдруг выползет какой-нибудь Барлог…

жека

Сегодня прошли таки перевал Натальи (1Б*), он же 2А, он же Распопова (1Б), он же Гоша, он же – Жора. Карты, Джи-Пи-Эсы и прочие описания только сбивают с пути. Я бы никогда не предполагала, что стена с карнизом может в карте обозначаться как перевал. А так всё понятно – видишь пологий карман ледника – идешь, за поворотом видишь отчётливое понижение в хребте без взлёта – идёшь туда – бац! а вот он и перевал, а вот она и Наталья Распопова.

Аня

Сегодня с утра, как положено, героическим штурмом взяли перевал, который оказался Натальей. Героически – потому что шли по леднику в связках, и даже один раз Дима чуть (не) провалился. Спуск с перевала вначале гораздо менее приятен, чем подъём – по разъезжающейся крутой сыпухе. Зато потом, когда с морен вышли в долину речки, настала просто сказочная картина. Живописные луга, уютные маленькие ручейки параллельно реке, синее-синее небо сверху. Встали на лужайке на берегу домашнего такого ручейка. Девушки начали собирать камни…

жека

А тут красивые камни. Разные, с прожилками, полосатые. Наверное, они такие разные оттого, что ледник собирает их с далёких скал и приносит в одно место. Наверное, он тоже без ума от красоты камней…

Иногда мы останавливаемся на привалы в удивительно красивых местах, достойных того, чтобы их выбрал шаман для своих самых светлых таинств. Одно такое – луг на вершине холма , теперь другое – на камнях у безымянной речки после Натальи.
В таких местах Чего-то так много, что оно разливается кристальной речкой, переливается через край и течёт дальше, через тебя, оставляя в душе чистую неразбавленную радость. Не хочется ничего говорить, и хочется сделать что-то очень хорошее.
Здесь Аня подарила мне камень, а Дима сказал, что он наконец-то в Джунгарии.

20 августа

А вчера вечером Дима пошёл в точку и прибежал слишком радостный и возбужденный. Оказалось, мимо него с диким топотом промчался медведь. На весь вечер и следующее утро появилась тема для разговоров: какого цвета были у него когти? Был ли он размером с суслика или меньше? Куда он бежал и как именно выглядел?

Аня

С утра народ почему-то очень неохотно выползал из палаток и тем более не торопился собираться – сама собой созрела идея о днёвке. У всех был день отдыха, а у меня – маршбросок-прогулка по перевалам главного хребта (безусловно, героическая). Выхожу в 9-15, после долгих рассуждений о том, куда идти и стоит ли вообще, и довольно быстро влезаю на первый перевал – Озёрный (Тентек). На подходе к нему озерцо с сползающим в него угрюмо-замызганного вида ледничком. На перевале тур забавно сложен на «чемодане» 2х2х2 метра (хорошо хоть с одной стороны есть «ступеньки»). Далее по ледничку дохожу до следующего перевала – Кокчетав. На леднике в середине пути загадочная яма с озерком. Потом забираюсь на рядом находящийся пер.Тронова, по которому мы завтра собираемся идти, а оттуда направляюсь на вершину 3750 (рядом справа). Собираюсь дальше идти по гребню, но это оказывается невозможным – весь гребень в скальных жандармах и глубоких провалах, из которых вытекают осыпные кулуары, ограниченные причудливыми башнями и стенами, отдельно стоящими утёсами и сливающимися друг с другом реками рыжих, фиолетовых и белых камней. Иду траверсом ниже гребня с юга по всему этому великолепию на восток, посещаю ещё один перевал – в другую сторону, к леднику Тронова, он обрывается длиннющим крутым кулуаром, в котором камни прыгают 30-метровыми шагами и вылетают далеко на пологую часть ледника. Сама же перевлаьная седловина – треугольная ровная площадочка метра два размером, с каменными стенками с двух сторон и дверцей в кулуар с третьей. Иду дальше вдоль хребта; опять прыгаю по камням и цепляюсь за обломки скал – гребень выше меня всё продолжается цепочкой рыжих и чёрных ажурных сторожевых башен.
Да, я забыл в лагере еду! (Один вот тоже, шерсть на носу, без еды в лес ходил, дали ему в лоб как следует, так больше не ходит, и с едой не уходит, и без еды боится). Поэтому уже даже короткие подъёмы даются с трудом, хотя по горизонтали перемещаться ещё не в облом. Посещаю очередной перевал – Солнечный; дальше вроде бы должен ещё быть пер.Семи, но туда лезть уже неохота. Заканчивая траверс, вновь надеваю кошки и забираюсь на небольшой ледничок в восточном истоке цирка – на нём такая притягательная псевдотрещина-пещерка с трёхметровыми сосульками и ручейками, стекающими вниз, в озерко на дне. Потом длинный спуск в нашу долину по моренам – оказывается, этот ледничок столько успел по молодости наворотить!
Нагулялся на несколько дней, особенно по любимым крупным осыпям напрыгался до одурения :)

жека

Когда-то в одном из походов, лет пять назад, одна девушка рассуждала о том, что… когда-нибудь, может быть, скоро, мы все станем взрослыми тётками и дядьками, у нас будет работа, семья, дети, да и – мало ли что ещё может случиться, и больше не будем ходить в походы… Тогда мне сложно было представить себе, что можно не ходить в горы. Потом казалось, что кроме гор нет ничего на земле. Теперь, походив среди снега, понюхав морозный рассвет на льду, я вдруг вспомнила, как давно я не была в зимнем походе, а когда-то это было самое большое счастье на свете. Оказывается, что-то важное может оставаться в прошлом, ему на смену – приходить другое. И это странно, смотреть на горы и думать о том, что когда-то настанет время, когда ты их больше никогда не увидишь, и ощущать внутри частицу грусти, смешанную со странным чувством судьбы, которой ты не знаешь.

Вечером.

Необычный сегодня выдался денёк. Утро началось с того, что жека в пятый раз пытался выманить кого-нибудь из палатки, но у него это слабо получалось – ясельная группа детского сада не реагировала ни на уговоры, ни на угрозы отобрать игрушки, ни на перспективу появления завтрака за шиворотом, либо в спальнике.
В 8 часов мы ещё вяло обсуждали, что же делать (продуктов на кольцо осталось на 3 дня, а перевал – один!), результатом обсуждения стало только то, что жека ушёл покорять перевалы, а остальные под действием земного притяжения прилунились на вытащенные из палаток пенки. Читали про сумасшедший дом, много думали. Смеялись. Потом пошёл дождик и мы перебазировались в палатку, откуда Аня и Оля с боем вырвались и отправились в ближайшую висячую долину. По их возвращению мы стали готовить обед (вспомнили анекдот про “у нас девушка завязывала булинь”, “а у нас девушка разжигала примус”), после чего снова взялись за Пелевина. Вообще, большую часть дня мы (кроме жеки, и Оли, пожалуй, которая примостилась на соседнем камушке), провели вперемежку на ковриках на улице, накрывшись спальником и читая. Понять, где кто в этом лежбище было сложно. После ужина, когда стемнело, разговор плавно перетёк к нашим звёздам. Вчера мы видели в небе МКС с пристыковывающимся к нему Прогрессом – два огонька в небе, следующие один за другим, Саша говорит, это можно редко увидеть! Сегодня мы видели его снова, оказалось, что Прогресс уже отстыковался и теперь отстаёт, но это не меняет сути – мысль о том, что ты видишь что-то волшебное, над чем трудилось столько людей, что кажется таким недостижимым для нас отсюда – завораживает. И разговоры – МКС, нейтрины, солнечный ветер, гелиопауза, полёты на луну, инопланетная жизнь, орбиты, парсеки…

В спальнике тепло, но выпадает роса. Звёзды и колыбельная на ночь. Спасибо за уютный вечер, спасибо за тепло и за слова. Хотелось так и остаться там спать до утра.

21 августа

Уже второй день сидим на одном месте. Вчера идти было можно, но мы не пошли, сегодня – “непогода в горах, непогода…” Мы сидим в палатке и читаем полную чушь. На улице туман, снег… Снег валил почти всю ночь и утро, там теперь настоящая зима. Вообще-то это прекрасно, только на перевал ползти сложно, особенно в облаке. ЖДЁМ…

…Снежные идолы и ритуальное безделье (или, межет, что-то другое) сделали своё дело. Погода улучшилась, и мы наконец-то сняли лагерь и идём на перевал. Правда вместо Тронова мы идём на Озёрный, но это не так важно… Приятно куда-то наконец идти после почти двух суток…

Оля

Много снега. Ночью шуршало немного, когда жека вылез готовить завтрак, было вроде как ничего, а потом – пурга… Снег толстым слоем – на палатке, на камнях, на земле. И, если выйти на улицу, то на шапке, на плечах, летит в глаза.
Потом ветер раздел горы, мы выползли на улицу, поляну украсили снежные скульптуры. После обеда отправились в путь. Горы в снегу и ледник в снегу. Рисунок морен в долинах. Призраки живших здесь ледников.

Сегодня узнала о том, что самое тяжелое, что может быть в мире, и самое лёгкое оно же – это мысли, зависит от того, какие они – или уносят ввысь, или тянут камнем на дно. Лучше, когда ввысь…

22 августа

Спустились к Коре. Деревья?!!

Вечером блинчики.

…По лесу раздался запах жареного теста. “У-м-м! Блинчики!” - подумали Тянь-Шаньские ёлки.
Хочется назвать их соснами. Такие они высокие, отдельно стоящие и величественные.
У меня началась та часть похода, которую хочется бесконечно растянуть и не заканчивать поход никогда…
Вчера ночевали в чудесном преддверии цирка. Из-за поворота своего перевальчика мы вышли к большущему окончанию ледника, как оказалось, под названием Высоцкого. На гребне этого ледника, видимо, очень много перевалов – для горных туристов и альпинистов он, наверное, представляет большой интерес, - думала я, пока мы не спустились по ручью Каскабулак к Коре. Борта его долины постепенно смыкаются, превращая широкую и заболоченную слегка долину в подобие каньона с осыпными бортами. Мы их преодолевали то ли мужественно, то ли героически – мы так и не смогли решить, чем одно от другого отличается.
Но когда на склонах появились вожделенные ели – это всем подняло, по крайней мере мне, боевой дух. Раза три мы перебродили эту речку, а Саша так и остался на левом берегу, не замочив ног. Зато потом, когда мы встали лагерем, всё-таки потерялся (или это мы от него потерялись…). Потом, конечно, нашёлся, но нам пришлось организовывать целую спасательную экспедицию по зарослям прибрежной ивы, сухим руслам ручьев и поваленным деревьям. Оказалось, что он спокойно перешёл речку по остаткам моста, прошёл практически по нашим следам и встретил нас на обратном пути.
А ещё утром мы на другом берегу ручья видели замечательного суслика с хвостом. Он выскочил из норки и попрыгал по своим делам, очевидно, за едой…

Вечер – чудесен. Неподалёку шумит речка, потихоньку встаёт луна, освещая гору на другом берегу Коры, и у нас наконец-то есть костёр! А ещё есть медитативная сосна (ну ёлка, ёлка) – под неё все по очереди сидели – под неё действительно очень удобно – подстилка из сухих иголок и шишек, занавесь из мохнатых лап. Вот завтра встану пораньше и посижу под ней!

23 августа

Внутри водопада очень шумно и кружится голова. Там живёт радуга. Туда хочется вернуться снова. Может быть, это оттого же, отчего у меня на руке – бегущая вода, моё имя.

Мост. Через Кору. Впечатляет. Сердце где-то внутри подпрыгивает и коленки дрожат. Мне понравилось.

А вечером мы ели рис с Олиной заначкой. Очень здорово, даже несмотря на сочетание с пловными приправами. Я вспомнила про свой пу-эр, который остался дома. Нестерпимо захотелось чего-то такого…

24 августа

Река шумит так близко к палаткам, что выходить страшно, - кажется, упадёшь в реку с первого шага.

Мне начали приходить в голову странные мысли. Например, что ручей, впадающий в реку, теряет свою индивидуальность. Что с ним происходит дальше? Где он, кто он? Его нет. Мне стало грустно.

Галя

Сегодня был мощный марш-бросок медведей за малиной и на гору Асыл-бай. Медведь Дима спал и караулил лагерь, медведи Аня и Галя поели малины и поплутали в лесу, но до верху не дошли. А трое отважных Оля, Жека и Саша – таки взобрались. Мы не видели, но сведения расходятся: основным препятствием был то ли медведь, окончательно разорвавший Сашину боевую футболку, то ли малина, то ли какие-то “каменоломни”, после которых всем почему-то нестерпимо хотелось помыться.

Нашли гриб (один, под берёзкой) и вечер наполнился самозабвенным жареньем оного…

Для нашей компании я принесла гриба и травы, теперь есть ещё что-то помимо таблеток с лимоном, которые уже, если честно, не вставляют.

Аня

Как же иногда приятно, чёрт возьми, взять и не пойти на гору. Почти так же приятно, как взять и пойти. Грибу на сковородке, наверно, очень одиноко, не познакомить ли его с лучком?..

Дима

Письмо на брёвнах моста из букв камней с точкой тура. В точке – многоточие, собранное из заначного мешочка. Посылала вам конфетки с любовью. Или любовь с конфетками. Не знала, как сказать иначе. Прочтёте?..

25 августа

Пасека. Пчёлы. Мёд. Спали в доме. Шли долго. Дождь, солнце, ручьи, батончик, мосты.

Мосты. В конце гора, объезжает реку. Или – река объезжает гору. Это дорога их вместе объезжает, а гора растет прямо из земли, и река с дорогой – вокруг. Ветер, виноград, хмель, пчёлы. Хмель в голове. Будет баня.

Галя

Главное впечатление дня – пасека, куда мы зашли вечером поинтересоваться мёдом, а хозяева сразу начали звать ночевать: они как раз уезжали и увозили груз в Текели – закрывали сезон, и на ночь пригласили нас остаться в домике. Мы им вызвались помогать перетаскивать ульи через мост к машине – занятие оказалось весьма приключенческое, т.к. некоторые пчёлы всё ещё летали вокруг соответствующих ульев. Зато почувствовали себя настоящими пчеловодами – в масках и с укусами. Вечером перед сном долго теоретизировали на тему пчёл, но так и не пришли к согласию. Девушки – Аня и Оля – собрались ночевать на улице, но ночью гроза загнала их в кухню; впрочем, утром к завтраку дождь прекратился.

26 августа

Берёзы за одну ночь стали золотыми. Вчера я думала, что эти горы хорошо рисовать акварелью, берёзы – светлыми пятнами, почти салатовыми, а ели на их фоне – острыми тёмными мазками. А теперь – золото вокруг. И листья на земле, и ветром их срывает с деревьев и уносит в вихре. Как будто они машут, прощаясь…

27 августа

Какие замечательные люди нам встретились. Хочется к ним вернуться, на практику-пасеку, на шанечки, просто так. Слушать истории, спрашивать, рассказывать свои, сделать что-нибудь невыразимо-невыразимо хорошее.

Едем от Текели на юг к Алма-Ате. Кстати, город Текели был основан в 1940-х годах рядом с месторождением свинца (в войну каждая четвёртая пуля была изготовлена из местного свинца), первоначально население составляли русские и немцы (переселённые из Поволжья и других мест). Название происходит от местных горных баранов (тек). Сейчас рудник закрыт, но население вроде бы не унывает; развивается туризм и т.д.
Пейзаж за окном машины для наших глаз более необычный, чем в горах Джунгарии: плоская бурая равнина или такого же цвета бесконечные холмы и сопки, без никаких рек между них. Дорога петляет между на вид безжизненных скал и безводных оврагов и косогоров. А между тем весной эти места выглядят буйством красок и цветов – сначала распускаются маки, и вся степь покрыта красным ковром. Потом в низинах зацветают васильки, и на красном фоне появляются голубые реки. А саксаул цветёт густо усыпанными мелкими белыми цветочками, от корня к кончикам веток. Вот где пчёлам-то раздолье! (это всё нам рассказал по дороге дядя Саша, наш пчеловод).
Здесь рядом проходит Турксиб (хотя железная дорога с трассы почти нигде не видна), а в посёлке Айна-булак находится памятник «смычке» строящейся с двух сторон дороги. Между прочим, это событие фигурирует в книге «Золотой телёнок» (там, где Бендер забирает-таки у Корейко свой миллион в товарном вагоне Восточной магистрали). А подъезжая к Капчагайской плотине, рядом с которой мы остановились купаться и есть арбуз, пейзаж опять меняется – вдруг появляются чёрные скалы и крутые каньоны, обрывающиеся в воду, изрезанные берега водохранилища и отдельные скалистые острова. Приближаясь к Алма-ате, проявляется могучая горная стена Северного Тянь-Шаня позади города – ожидаемо, но всё равно впечатляет. При ясном утреннем воздухе горы видно аж с пер.Архарлы, что более чем в 100 км к северу. У нас же они появились гораздо ближе, причём сначала – цепь облаков, сидящих сверху.

28 августа

Ехали в Алма-Ату. Поездка в машине, до похода или после, - всегда совершенно особое мероприятие, хотя бы потому, что вся группа вдруг оказывается замкнутой в небольшое пространство внутри, только-только чуть-чуть расширяемое видами снаружи. Как будто всех сложили в один котелок, не важно, в какой палатке жил, как быстро шёл, на какой полке хранился. Маленький, тесный, забавный мирок.

По дороге купались в Капчагае (вода тёплая…), потом гуляли по ночному городу, спали на лавочке. Большой красивый город, много интересных зданий, скверов и фонтанов, они подсвечиваются. Над городом – горы. Мы отъезжаем, только недавно рассвело, и я смотрю на них из окна. Желтое солнце отражается в зеркальных стенах вокзала. Я отчего-то почти счастливая, может быть, оттого, что, если есть в мире что-то предначертанное, то оно обязательно будет так, и никак иначе. Все уснули, утомлённые ночью, проведённой в хороводе улиц, на лавочке в скверике, в вокзальном кресле. Только я ещё не сплю. Проводник никак не соберётся проверять билеты. Полседьмого утра.

Только что прошёл проводник, предлагая постель, “пока горячая”, уточняя, какую давать – мужскую или женскую:)

Галя

Из всего, что в голове, из всех пасечников, микроавтобусов, арбузов, лагманов, камней, снега, спальников, лавочек, ночных городов и закрытых вокзалов… остаётся одно… я как-то с большим трудом пока понимаю, как вообще возможно дальнейшее существование в, страшно сказать! Москве!.. без этих пяти людей, в “обычной” жизни, теряя и забывая почти всё, приобретённое за поход, такое важное.

Оля

Вагон заполнили дыни… Хитростью и обманом пролезли в форточки и двери… Теперь их больше, чем пассажиров, они вольготно разлеглись на полках и скоро избавятся от нас всех… Если мы их раньше не съедим.

29 августа

Поезд обратно, день второй.

ВЕРБЛЮДЫ!!!
Наконец-то!
Много! Несколько караванов лежит в степи. Около пристанционного посёлка, понятно, что это может напоминать! Там даже белый один был.

Оля

Наконец дочитал Пелевина. Причём насвистывал про себя песню Окуджавы про Портленд, наткнулся у Пелевина на строчку “This is Saint Elmo's fires!” Совпадение ещё то.

Закусываю сливы иммодиумом. Главное не нарушить пропорцию!

Потянули слонов за хоботы. С 4-го раза удалось, наконец, растянуть.

Дима

Вот и побывали мы в этой далёко-сказочной, загадочной стране Джунгарии. И сейчас, сидя в поезде, наблюдая степь, верблюдов, редкие посёлки с развешенным разноцветным бельём и кладбищами-городами, и ещё более редкие озёра, я вспоминаю людей, оставшихся там, которых мы полюбили и будем ещё долго помнить. Вспоминаю чёткое ощущение рая, однажды вечером неожиданно возникшее, а потом оставшееся надолго, может быть, даже навсегда, неразрывно связанное именно с тем местом, теми горами, реками, цветами, запахами. Я даже не представляла, - насколько могут быть разными соседние долины, никогда не видела фиолетовых рек и не знала, что у ледников такая насыщенная личная жизнь (и тем более, что на них живут бабочки!!!…)

……………
ещё много всего, но больше не пишется….

Оля

Непонятно, зачем для меня оставили столько места на предыдущей странице. Можно подумать, я буду там писать. Это всё Олины проделки. Нет уж, писать я буду здесь, а там пусть кто-нибудь что-нибудь нарисует.

Шмон аптечки прошел как-то вяло и безынициативно. Даже пересчитанные казахским оперативником деньги вернулись к ней в целости и сохранности. Моя милиция меня бережёт, сначала посадит, потом стережёт. (с)

Казахские курсанты из соседнего купе продолжают оказывать Оле знаки внимания.

Почему-то (хотя понятно почему) хочется продолжить походную жизнь в Москве. Пожить недельку всем вместе, например, у Гали, потом у нас, потом у Оли и т.д. Блюстители нравственности, боюсь, не поймут.

Капа не отвечает на смску, а так хочется получить от кого-нибудь смску… хотя бы такую “:)”

Дима

Поезд невидимой нитью уже разделяет “там” и “здесь”. Там – пока ещё “там” - где уже не помнишь, что тебя ждёт, как там живут. Здесь – пока ещё “здесь”, где горы, снег, ветер, солнце – глаза, улыбка, “холодно сегодня”, или грусть, или радость, но где можно ночевать на леднике, или на лавочке, не важно – главное с вами, а вместе – волшебно “мы”.

А там - … Я возвращаюсь к трудам и заботам…
Там каждый становится сам по себе. Забывая, теряясь, погрузившись в новые-старые дела – они там другие. Так хочется соединить это “здесь” с нашим “там”. А не понятно, как, да и можно ли вообще. Наверное, нет, но хотя бы чуточку. Чтобы не потеряться.

Поезд – это точно не расставание, но то, что позволяет ценить близость, которая возникла где-то – уже “там”, и которая важнее, может быть, многих. Может быть, она, здесь понятая, останется теперь с нами. Ведь на самом-то деле мы все возвращаемся, чтобы уйти.

Галя

Долгая-предолгая дорога домой. Несколько таможен и погранконтролей. Такое ощущение, что дорога специально петляет, заныривая то в Казахстан, то в Россию, чтобы прокормить как можно больше придорожных работников.

Нас развлекают то симпатичными спаниелями для вынюхивания наркотиков, то перетряхиваем аптечки и заглядыванием в плафоны с зеркальцем. У народа возник вопрос – если так тщательно ищут, находят ли пограничники хоть что-нибудь запрещённое?
Решили, что соседние бригады таможенников должны специально делать друг другу сюрпризы-подкладушки. “Первый-первый, я второй! 200г героина ждёт вас в 7-м вагоне”.

Теперь я оценила шутку дяди Саши пасечника – “Не грусти! Через неделю будешь дома!”

Аня

Вот что я хочу сказать про поход. Не буду сыпать цитатами из “Ивасей” (см. выше у Гали). Места сбылась, цикл завершён. Может, не совсем так, как хотелось. Оказывается, что хотелось бы подольше (2 недельки совсем мало), подальше и посмелее. Будем работать над собой. Брёвен через речку я уже не боюсь. Ещё я не боюсь пчёл, они, оказывается, не представляют угрозы для человека – они очень заняты, у них и так много дел – покормить личинок, провести перевыборы матки, пожужжать и мёду поделать.

Каждый день похода – как волшебная крупинка: запишешь, запомнишь что-нибудь, а потом держишь её в руках, вспоминаешь и любуешься, и бережешь – знаешь ведь: никогда такой день не повторится снова.
Эх, вот если б можно было раствориться в каком-нибудь дне –
(подошёл Жека и укусил меня за бочок)
– я бы растворилась в вечере на зелёных холмах реки Тенкесай. Тогда казалось, что 2 камня и ложбинка между ними сделаны специально для нас – уж очень уютно помещались там пенки и спальник. И мы все, лёжа в одном “гнезде”, уютно читали… А потом смотрели на звезды и слушали чудесную Галину колыбельную про Август.

Хотя, если подумать, мне хочется остаться в любом вечере похода, как раствориться в великой условной реке Абсолютной любви.

Аня

Из словаря русского языка сост. С.И. Ожегов, издание 3, Государственное издательство иностранных и национальных словарей, Москва – 1953.

МУЖЕСТВЕННЫЙ, -ая, -ое; -вен, -венна. Обладающий мужеством, выражающий мужество. М. характер.
МУЖЕСТВО, -а, ср. Храбрость, присутствие духа в опасности. Проявить м. в бою.
ГЕРОИЗМ, -а,м. Героический дух, образ действий, присущий герою (в 1 знач.)
ГЕРОЙ, -я, м. 1. Выдающийся своей храбростью, доблестью человек, совершающий подвиги. Герои Великой Отечественной войны… || прил. героический, -ая, -ое (к 1 знач.) и геройский, -ая, -ое (к 1 знач.). Героический подвиг. Геройский поступок.