Европа 2008

Нынешний мой вояж вырисовывается весьма эклектичным: за полтора месяца – два похода по горам (Норвегия и Швейцария), одна конференция (с моим докладом), одни гости в Берлине и куча других городов и переездов на всевозможных видах транспорта. Собирая рюкзак, накидал в него кучу барахла: на автономный поход по горам и ледникам, и по мелочи – на «цивилизованные» участки пути. Получилось около 20 кг без еды; её я буду закупать на месте, а пока взял чисто русский набор продуктов: супы «русский продукт», гречку и банку тушёночки:) Выходя из подъезда, во дворе слышу любэшную «Дорогу» – счастливого пути, мол! Опять ощущение эйфории на старте – шутка ли, на полтора месяца в свободный полёт отправляюсь!

Схема путешествия

Финляндия—Швеция—Норвегия, 10.08—15.08

парк на берегу моря в Хельсинки Всё утро в поезде проболтал с соседом по купе – канадцем, который живёт и работает в России уже 4 года: просто ему нравится наш язык и наша страна (например, хотя бы натуральными продуктами); а в Финляндию он ездит отдохнуть и порыбачить – места напоминают ему родной Онтарио.
Приезжаю в Хельсинки в полдень; багаж – в камеру хранения, и иду гулять. Ноги меня сами выводят к берегу моря, парку и скалам. В прибрежном парке на скальном выступе надпись (на финском), в которой фигурируют слова «2 млрд лет».

Хельсинки – маленький домашний городок с булыжными мостовыми, велосипедными дорожками, и каменными холмами-скалами в парках на берегу моря. Часть впечатлений явно идёт по разряду культурного шока (хоть я и не первый раз в Европе), но эти места, северная природа настолько близкая и родная, что я хожу просто со слезами на глазах и комком в горле от счастья.. ах! Хочется пожить здесь хотя бы некоторое время, кататься на велике и лыжах по специально построенным дорожккм (да и без них), гулять по скалам и лесам, смотреть на море и впитывать северный прозрачный воздух. Что же меня ждёт дальше? – поездка-то только началась..

Из Хельсинки на электричке перебрался в Турку, где проходила конференция по астрофизике. А оттуда – через четыре дня – на пароме в Стокгольм.

Паром в Швецию - огромное судно, представляю, каким чудом техники казался сто лет назад Титаник. И шхеры, или как там это называется - куча скалистых островков, и почти на каждом - чей-нибудь домик в сосенках.. Классно!

побережье Швеции с самолёта В Стокгольме встретился с приятелем Тохой, с которым будем гулять по Норвегии. Город толком посмотреть не успел – всё время трепались:) Вечером на самолёте вылетели в Осло – сверху береговая линия смотрится просто фантастически, множество островков и заливов, действительно фрактал.

Поход по Норвегии, 16.08—18.08

Небольшой рассказ про небольшой поход.

Мне вот говорили: здесь скверная погода, но побывать надо обязательно. Насчёт второй части утверждения я согласен, а с погодой нам повезло – за три дня ни одного дождя. Места очень красивые – на Хибины не слишком похоже, скорее на Алтай какой-нибудь – реальные горы, скалы, ледники в большом количестве.. Правда, ни на один серьёзный мы не забрались, так походили по тропам – в долинах и по гребням хребтов. Много скал, полазить вдоволь (свободным лазанием – не по вертикали:), по крупным осыпям напрыгаться, в озёрах накупаться.. В общем, места очень достойные – немудрено, что сюда народ со всей Европы едет, но это не угнетает так как у нас – может контингент другой, не «отдыхающие», а «активно отдыхающие»; да и при таком количестве народу у нас всё было бы завалено мусором, а здесь абсолютно чисто).

Норвегия—Дания, 19.08—22.08

автостоп в Норвегии Итак, выхожу один я на дорогу… В Норвегии с автостопом проблем не было – тремя машинами доехал до Осло к 4 часам вечера. Высадился в парке Вигеланд (Vigeland), где куча скульптур одноимённого автора – но особенно их не разглядывал (всё-таки из лесу вышел, не сразу сориентируешься) и отправился дальше пешком через центр по направлению к замеченному мной на карте острову зелени на юго-восточной окраине города, где собирался затусить на ночь. По пути встретил двух девушек с рюкзаками, которые выглядели вполне по-туристски и направлялись в ту же сторону – разговорились; оказалось, они из Польши, гуляют по Норвегии уже три недели – и по горам разным ходили, и стопом ездили, вот сейчас несколько дней собираются провести в Осло. Поведали, что направляются в кемпинг, который находится как раз в этом лесу (на холме), примеченном мной. Поставили палатки рядом, я их вечером кормил оставшейся с похода едой:), а они удивлялись разнообразию всяческих полезных вещей у меня – «кухонного гарнитура» с чайничком и заварочным ситечком, разных продуктовых мелочей и т.д.. Слегка омрачил интернациональный ужин начавшийся вечером дождик, а то мы хотели посидеть на холме с видом на город, но пришлось расползаться по палаткам.

Я сейчас в Норвегии, в Осло – город похоже интересный, правда пока идёт дождь и из палатки неохота вылезать. Нашёл кемпинг на вершине холма с видом на город. Правда, нашёл не сам, а путём знакомства с двумя девчатами из Польши – они тут путешествуют по горам и автостопом уже три недели, вот я понимаю – страну повидали.. Спят в соседней палатке и тоже под дождь вылезать не хотят, видимо..)

С утра я по традиции приготовил завтрак на всю компанию (которая из-за дождя вовсе не торопилась вылезать из соседней палатки), впрочем, дождь закончился, мы на прощанье сфоткались на фоне города и разошлись. Я отправился в музей Мунка, о котором узнал только накануне – и он на меня очень сильное впечатление произвёл, всё-таки я только что из леса.. Всем рекомендую. Кстати в нём же поймался бесплатный WiFi, и я на радостях сидел часа полтора писал всем письма (на улице в это время опять дождило). Почему-то купленная в Швеции сим-карта местного оператора не захотела тут работать (поэтому и пришлось искать WiFi); надо сказать, что проблема была не с картой, а с самим модулем GSM в коммуникаторе, в чём я впоследствии многократно убеждался – он работал всё хуже и хуже, пока совсем не перестал.
оперный театр в Осло После музея пошёл просто гулять по городу – из достопримов зашёл в старую крепость Akershus Festning на берегу залива и прогулялся по крыше нового модернового оперного театра в виде айсберга (тоже на кромке воды). Ещё интересно должно быть на острове морских музеев – викинговских кораблей, Кон-Тики и Фрама – но я туда не поехал, решив, что надо к вечеру уже из города выбираться, да и сразу уже у меня возникла мысль, что надо будет сюда ещё когда-нибудь приехать и тогда уже погулять как следует. Собственно, это относилось ко всей Скандинавии, которая на меня произвела в целом неизгладимое впечатление и обязательно требует дальнейшей – отдельной – прогулки (желательно с велосипедом).
Замок Эльсинор в Дании Итак, часов в 6 вечера я вернулся в кемпинг, собрал палатку и отправился в сторону автотрассы на юг – к Дании. Правда, с помощью двух машин мне удалось продвинуться только километров на 30 от города и заночевать где-то в придорожных кустах, на следующий день дела пошли лучше и ещё парой машин я пересёк южный кусочек Швеции и на пароме переправился из Гельсингфорса в Эльсинор (пишутся они гораздо более похоже, чем читаются. Кстати, для меня оказалось открытием, что скандинавские языки настолько похожи (кроме финского) – шведский и оба варианта норвежского близки на слух (не требуют специального изучения для противоположной нации), а с датским близки на письме). Оттуда в Копенгаген полчаса на электричке. Ночь в Копенгагене кемпинг Fort Charlottenlund в Копенгагене Вычитал про кемпинг в северной части города, на берегу моря в остатках старинного форта Charlottenlund – земляных валах и рве, действительно – так и оказалось, потрясающе живописное место – море, луна, пароходы и линия ветряков через пролив, бутылка вина и аромат ночи…

Следующий день посвятил прогулке по Копенгагену. Вообще все северные столицы (да и не только) отличаются от Москвы, например, хотя бы отсутствием высокоэтажной застройки – вместо спальных кварталов на окраинах уютные ряды коттеджей с садами, в центре – исторические или современные, но невысокие здания. В Копенгагене велосипедная страсть местного населения выражена ещё более ярко, чем в Скандинавии – хотя в целом город менее спокоен для велопрогулок из-за большей интенсивности движения (главным образом велосипедного), но одной из трейдмарок является бесплатный прокат велосипедов (залог в 20 марок, посредством которых – монетки – открывается замок у велика на стоянке, при возвращении его на любую другую стоянку монету можно извлечь обратно), правда примитивнейших и весьма раздолбанных, но зато чувствуешь себя как человек, а не как пешеход! Правда, потратил я почти час на поиски свободного велика – места их стоянок должны быть у многих ключевых пунктов в центре города, но найти велик удалось далеко не сразу. Зато, став наконец на колёса, я с прекрасным настроением поехал на прогулку по городу (на руле прикреплена мини-карта центра с обозначениями наиболее интересных объектов).

Ура, я раздобыл велик! Здесь в Копенгагене это местная достопримечательность – бесплатные городские велики. Развалюха, конечно, но сколько радости!! Ведь вокруг буквально все на них разъезжают, не ходить же, как дурак, пешком:) хотя это и неважно..
Я понял, что совершенно не умею вести себя, как положено нормальному цивилизованному туристу. Просто хожу по городу в безмерно счастливом состоянии духа, совершенно беспричинном – просто оттого, что гуляю сам по себе делаю что хочу. Странно – разве мне этого в обычной жизни не хватает? Стоило ли ехать за тридевять земель:) сижу в каком-то парке на крошечных детских качелях и балдею..
А палатку поставил в бывшем земляном форту (теперь это парк и кемпинг) на берегу моря (ну, пролива..) и любовался вчера вечером луной и звёздами.

коммуна Христиания в Копенгагене Сначала меня занесло в парковую зону на востоке, на берегу пролива – откуда само собой попал в «Коммуну Христиания», квартал «вольных жителей» со своими правилами обитания и характерно хиппово-контркультурной атмосферой. Образовавшись в 70-е годы, это сообщество до сих пор существует в более-менее устойчивом состоянии, балансируя на грани между свободой и бесконтрольностью, допуская (вообще говоря, в противоречии с датскими законами) лёгкие наркотики, но строго борясь с тяжёлыми (и с давлением наркодилеров), не пуская на свою территорию автомобили, но открыто для посетителей (куча кафешек и ларьков с разной всячиной типа «Путь к себе»). Затем ноги завели меня в ещё какой-то старинный форт с парком, в музей современного искусства и в ботанический сад. ботанический сад в Копенгагене

Описывать впечатления от каждой отдельной картины или инсталляции не буду – отмечу другое: датчане (а я сейчас в Копенгагене) – люди с юморком и неординарным мышлением: национальный музей искусств – старое здание, наполовину окружённое новой полупрозрачной пристройкой; вход бесплатный (и народу мало:), вместо хронологического порядка – полный произвол: картины расположены или по ассоциативному принципу (один сюжет кистью старого мастера и рядом аналогичный из 20 века), или по жанровому (целый огромный зал завешан с ног до головы картинами – на одной стене исторические сюжеты, на другой – натюрморты, пейзажи и т.д. – как для иллюстрации к лекциям для детей начальной школы). Зато в зале современного искусства всё вывешено в хронологии – и при этом отмечено, что «в нынешнем искусстве это далеко не самый наглядный фактор дифференциации – но это уж вам судить, есть ли какой-либо прогресс в развитии современного датского искусства». Интересно, как им тут по шапке за такие хулиганства не надавали – я просто в восхищении и всячески уважаю :))

Дания—Германия—Голландия, 23.08—25.08

Выбраться из Копенгагена оказалось не так просто: чтобы попасть на трассу, я доехал на электричке до городка ?lby, за которым шоссе разделяется на два: северная ветвь идёт на материк «посуху», т.е. через мосты (но длиннее), южная – через пролив в R?dbyhavn на пароме. Мне по неопытности подумалось, что северная лучше, в результате я пропустил несколько машин, идующих на юг, проехал несколько км до заправки (довольно пустынной) и решил всё-таки вернуться (срезав по местной дороге) на южное шоссе, где быстро поймал тачку в Германию. Всё это происходило под непрерывным дождём с самого утра и весь день.

 По диким просторам Европы,
 Где люди спокойно живут*,
 Оболтус, судьбу проклиная#
 Бредёт с рюкзаком за спиной!

* живут и горя не знают, ездят на своих машинах, а лучше и то дома сидят! # которая заставляет его под дождём куда-то переться искать место, где его подберёт добропорядочный абориген.

И правда, занесла же меня нелёгкая… уже не маленький – мог бы не тратить время на торчание на дорогах, а сесть спокойно в самолёт, например.. или хотя бы поезд.
Но настроение от этого порой на необъяснимой высоте – я непотопляем, практически как титаник:)
Меня тут то и дело спрашивают, откуда я и куда – объяснять весь сложный проект долго, поэтому иногда отвечаю, что путешествую уже две недели и осталось ещё четыре. Сам поражаюсь!

 В ясный день иль под потопом
 Самоходом-пешетопом…
 Автостопом по европам
 Путешествует галопом…
 Непотопляем как титаник,
 Селенья, реки и мосты
 Обозревает русский странник
 С необъяснимой высоты.
/N./

Ночевать пришлось в кустах у дороги на пустынной АЗС недалеко от Любека. Там встретил двух местных автостопщиков, которые, действуя уговорами и прочими ухищрениями, через часа полтора умудрились вписаться в машину к четырём неграм:) а я остался до утра. Следующий день добирался до Амстердама на четырёх машинах, две из которых оказались русскоязычными (в одной меня угостили рыбой и помидорами с дачи). Долгое (почему-то) ожидание на АЗС на трансевропейской трассе E30 запомнилось неадекватно хорошим настроением: каждую проезжающую машину я приветствовал радостным размахиванием (надо сказать, что многие отвечали тоже какими-нибудь жестами приветствия и вообще, кажется, диалог был краток, но позитивен), а голландцев (у них номера жёлтые) – специально заготовленной табличкой «Amsterdam» (думаю, им это тоже было приятно, правда, подобрали меня всё же немцы). В саму же Голландию я въехал с поляком, любителем шаманства и разных расширяющих сознание средств.

велосипедисты в Амстердаме В Амстердаме провёл день, взяв велик в прокате и катаясь без определённой цели (зашёл только в пару музеев).

Амстердам, конечно, город во многих отношениях уникальный – и по планировке и архитектуре (с множеством каналов, узкими мощёными улочками, действительно старинными кварталами), и по атмосфере – он очень многое позволяет и предлагает, но вот мне как-то сходу не удалось в него вписаться. Наверное, действительно надо быть с компанией или просто тусовочным мэном, чтобы попасть «в струю», в ритм рэгги, которым пронизан город, питаться его энергией и влиться в пёструю толпу неозабоченных людей. А мне пока что было проще гулять по спокойным окраинам с невысокими домиками, садами и канальчиками.

Париж, 26.08—29.08

Ещё день потратил на переезд из Амстердама в Париж. Узнал, что в Голландии и Бельгии язык практически одинаков, только называют его по-разному: Dutch и Flemish, а также что стоит заехать в старинный город Brugge в Бельгии (но не стал). Пятая по счёту машина завезла меня в центр Лиона, откуда я решил не пытаться выбираться обратно на трассу (помня, как сложно это было сделать в прошлую поездку из Парижа), а прокатиться на поезде (скоростном – TGV).

Что-то я слегка разочаровался в автостопе: приходится подолгу тупо стоять в ожидании - хотя я человек спокойный и стараюсь воспринимать это со-стояние по мере возможности гармонично (улыбаться проезжающим мимо, чё-то про себя напевать и т.д.), но всё же утверждение, что это время можно было бы провести с большей пользой в каком-нибудь городе, остаётся справедливой. короче: сейчас последний перегон от Лиона до Парижа я собираюсь проделать на мажорном скоростном поезде:)

В Париже я пробыл три дня (ночевал в Булонском лесу:) первую ночь – прямо в парке, остальные – в одноимённом кемпинге).

парк Версаль

Гуляю по Парижу – с трудом даётся мне посещение этих двух (+Амстердам) городов, где я уже был вроде и должен себя уверенно чувствовать, ан вот нет – всё сплошная суета, даже пожрать не могу нормально – куча кафешек, но я в них сколько ни пробовал тыкаться, не могу себя заставить: непонятно что продают и как их попросить сделать нормальную еду типа супа с фрикадельками:)
От горя сбежал на природу и всю вторую половину дня гулял по Версальскому парку, немного пришёл в себя. Купил вина и сыра Бри и буду восстанавливать карму на берегу река в Булонском лесу (там кемпинг).

Помимо прогулок по городу и музеям, занимался ещё закупкой продовольствия для похода: с этим были некоторые сложности – даже в крупном гипермаркете не смог отыскать чего-нибудь типа сырокопчёного мяса или сала (чтоб не портилось), не говоря уж о сублимированном мясе и топлёном масле. А газ для Kovea'вской горелки (в шведском формате Primus) удалось найти только в спортивном гипермаркете Decathlon (в остальных местах – только французский стандарт Camping Gaz), после того, как я догадался, где здесь надо искать Outdoor-продукцию.

Сегодня Париж как-то получше:) и Орсэ не подкачал (правда там, как и в предыдущих музеях, явно чего-то не хватает из того, что должно быть. например, Матисса, а Редона и Моро мало и совсем не то). В принципе, для кайфа не так много надо – попасть в музей, в котором ты хорошо разбираешься в предмете:)

На третий день я наконец ощутил себя в гармонии с городом и умиротворённо бродил весь день по улочкам и проспектам. Даже зашёл в кафе и заказал себе обед – страшно представить! Жаль всё же, что тут полно кафешек и ресторанов на каждом углу, но нет обыкновенной столовой типа «Вилка-Ложка».
В Центре Помпиду отличный музей искусства XX века (там и Матисс отыскался) и огромная библиотека (куча людей сидят за столами и шуршат бумагами или ноутбуками; здесь есть WiFi и – с некоторой очередью – просто терминалы для доступа в Интернет; всё бесплатно.

Вечером сел на ночной поезд до St.Gervais (с пересадкой утром на электричку Mont Blanc Express, которая довезёт меня до старта маршрута на границе со Швейцарией). Ехать 11 часов, я купил билет в сидячий вагон (он дешевле ненамного – примерно на четверть). Надо сказать, что подобных олухов было немного – меньше половины, поэтому все разлеглись каждый на двух сиденьях кто во что горазд. Спальные же вагоны похожи скорее на наши купе, причём особой разницы между первым и вторым классом я не уловил (чуть более мягкие сиденья и больше пространства). Вагона-ресторана нет, его заменяет снэк-автомат в «холле» одного из вагонов.

Швейцарские Альпы, 30.08—09.09

Отчёт о походе по Валлиским Альпам

Вот я и вернулся из Альп – ну что сказать, оно того стоило! Горы там красивые, чем-то напоминают Алтай (из известных мне), но больше ледников (что кайфно) и более «компактно», что ли.. – по кр.мере я за 11 дней похода прошёл заметно больше перевалов, чем ходовых дней - что в наших горах вряд ли можно себе позволить. Нагулялся по уши)) ну как обычно, ломил вперёд, сколько хватало энергии (и если погода позволяла). На ледники несколько раз вылезал, в кошечках походил (правда, ледоруб и каска не пригодились – не падал). Ну, конечно, тут везде почти тропы протоптаны и в сложных местах то верёвки провешены, то даже целые лесенки металлические вбиты. Люди ходят в основном налегке (я не встречал никого с палаткой и полным снаряжением, как у меня) – но это выбор каждого, мне так очень даже нормально ходилось в «таёжно-автономном» режиме. Но если хочется чего-то покруче, то всегда можно с тропы свернуть и отправиться в «свободный полёт» по скалам, ледникам или куда угодно. Со встречными иногда достаточно подолгу трепался на французском :) и самое удивительное, что даже сам по себе постоянно внутренний диалог на французском вёл – вот уж не ожидал))

Италия—Германия—Питер, 10.09—19.09

И вот я уже в Берлине – похоже, буду проходить курс послепоходной реабилитации и откармливания (еле вылез из-за стола). из Италии сбежал как можно быстрее – что-то мне там не климатит.. разве что купил бутылку Кьянти и тортик и забомжевался где-то под железнодорожным мостом у речки – отмечать окончание похода – провёл время с удовольствием. А потом два дня добирался до Берлина на поездах – надоело до смерти, хуже автостопа :)
Поход получился отличным – последние деньки особенно хорошие выдались, залез наверх и погулял ещё по ледникам, горы посмотрел. Но ходил я там весьма интенсивно и порядком устал – поэтому решил сократить продолжительность. Теперь надо придумать, что делать в Берлине неделю!

В Берлине я прожил неделю у друзей Лены и Вани, с которыми, в частности, ходил на Алтай в 2006 г. Катался по городу на велике, гулял по музеям, под конец даже сходил в баню!

Сёдня даже ходил в местный бассейн/аквапарк/сауну, в рамках культурной программы.. ещё купил «проездной» на три дня во все основные музеи, но они, свиньи, несколько из них – самых интересных – позакрывали совсем или вместо постоянной экспозиции демонстрируют выставки. Так что с XX веком прокол вышел – побывал только в Шарлоттенбургских музеях (про Пикассо, кстати, очень неплохой музейчик, а вот про сюрреалистов чё-то я не проникся – фигня там какая-то, полтора магритта, остальное притянуто за уши); ещё набрёл на Bauhaus-Arhiv – музей прикладного искусства и дизайна, тоже занятно – блин, половину экспонатов домой хочется!

Питерский марш-бросок Из Берлина вылетел самолётом в Хельсинки (через Ригу), а оттуда на следующее утро – поездом в Питер, на марш-бросок. Финальные впечатления о Финляндии: самолёт прилетает после полуночи, добираюсь до вокзала в час – он открыт, но зала ожидания там нету. Забрался в дальний угол в камере хранения, лежу на коврике. В два часа приходит сторож, говорит – вокзал закрывается до 5 утра (а у меня поезд в 7). Я говорю, а где ж ночевать?– подумал и отвёл меня в кассовый зал, специально отпер его, там я в углу на коврике рядом с кассой и проспал успешно до утра (в 5 пришли мужики открывать, и мы только и сказали друг другу «здрасьте», после чего я уснул обратно). Вот это европейское гостеприимство!

август–сентябрь 2008, жека

Фотоальбом

Don't Worry – наши путешествия

 
Last modified: 2010/07/09 16:21